Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

лицей имени Героя России

Веры Волошиной 

 

Программа развития. 1 часть.

Проблемно-аналитическая часть.

 

1.1. Информационная справка.

1.1.1. Общие сведения.

·        Полное новое наименование: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей имени Героя России Веры Волошиной.

·        Сокращенное наименование: МАОУ  лицей имени Героя России Веры Волошиной.

 

·        Место нахождения (почтовый адрес) Учреждения:

143321, д. Головково,

Наро-Фоминский  район,

Московская область.

·        ОГРН  1025003753015

·        ИНН   5030032249,

·        ОКПО  23497807

·        ОКВЭД  80.21.2 ОКФС   14

·        ОКОПФ  81

 

·        Учредитель: Муниципальное образование Наро-Фоминский муниципальный район в лице Управления по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района, именуемое в дальнейшем "Учредитель".

 

·        Организационно-правовая форма: автономное  учреждение.

 

·        Лицензия серия А  № 275439, регистрационный № 60973   от    18.03.2008г. Действительна до 18.03.2013 года.

 

·        Адрес электронной почты: Lizvv1899@yandex.ru

 

·        Адрес школьного сайта: www.nf-licey.edusite.ru

 

 

 

1.1.2. Исторические данные о лицее имени Героя России Веры Волошиной

 

История  учебного  заведения уходит глубоко  в прошлое. В 1899 году построила помещица М.Е. Клейст в своём имении сельце Головково школу на 100 мест для крестьянских детей и положила в банк на её содержание 30 тысяч  рублей. В школе обучали грамоте и закону божьему, а ещё при школе были учебные мастерские, где девочек учили шить и вышивать, а мальчиков – столярничать. Успешно окончившим курс обучения, барыня дарила: девушкам – швейную машину «Зингер», а юношам - набор столярных инструментов. Тем самым обеспечивая будущее крестьянским семьям.

До 1962 года школа была четырехлетней. Затем путем реорганизации Крюковской семилетней школы стала Головковской восьмилетней. В 1982 году было построено новое трехэтажное здание на 620 мест и интернат.   В 1984г. Головковская восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю. С 1994 года при школе создан Фермерский учебный центр с цель обучении сельской молодежи агро и эко –культуре ведения приусадебного хозяйства, обучению приемам ведения фермерского хозяйства, развитию малого бизнеса на селе. В 1996 году школе было присвоено имя Героя России Веры Волошиной за успехи в  военно-патриотическом воспитании молодежи, создание школьного краеведческого музея. Вера Волошина - отважная партизанка, боевая подруга Зои Космодемьянской, погибшая от рук немецко-фашистских захватчиков в ноябре 1941 года в д. Головково.

В 1999 году - в год столетия, школа изменила свой статус и стала лицеем агротехнологического профиля.  Таким образом, лицей имени Героя России Веры Волошиной - это учебное заведение со своими сложившимися формами и методами работы, системой военно-патриотического и трудового воспитания учащихся, с определенными традициями в учебно - воспитательном процессе.  

Лицей дает образование, ориентированное на более тесное взаимодействие человека с природой, на развитие интересов к растительному и животному миру, любви к земле и к крестьянскому труду, развитие предпринимательской жилки и организаторских способностей, на усвоение культурных традиций и моральных устоев, нравственных принципов человека, живущего на селе.

Решать эти задачи лицею помогает содружество и педагогическое  сотрудничество  с высшими учебными заведениями Московским государственным агроинженерным университетом имени В.П. Горячкина, Российским государственным аграрным университетоа – МСХА  имени К.А. Тимирязева, филиалом Российского государственного  социального  университета в г. Наро-Фоминске.

С 2000 года Фермерский учебный центр преобразован в бизнес-инкубатор. На его основе создана система трудовой и профессиональной подготовки  школьников, обучения их  основам бизнеса и предпринимательства  в сельском хозяйстве. Фирмы  бизнес-инкубатора снабжают продуктами питания школьную столовую. Грибы, молочная продукция, свежая зелень и овощи пользуются  большим спросом у населения.

На базе лицея осуществляется профессиональное образование школьников, вместе с аттестатом о среднем (полном) общем образовании выпускники  получают удостоверения тракториста-машиниста, продавцов продовольственных товаров и операторов  ПЭВМ.

Визитной  карточкой  лицея  является старенький трактор  ХТЗ, установленный на пьедестале  перед зданием лицея – это дань уважения к истории совхоза «Головково».

 

1.1.3.  Данные о численности учащихся,  количестве классов и их комплектации на 1.09. 2010 года

 

 

класс

количество

девочек

мальчиков

английский

немец кий

1

22

8

14

 

 

2

22

14

8

12

10

3

20

12

8

12

8

4

17

12

5

-

-

начальное

81

46

35

24

18

5

22

11

11

11

11

6

14

10

4

-

14

7

22

11

11

14

8

8

25

13

12

13

12

9-а

15

10

5

8

7

9-б

14

10

4

10

4

основное

112

65

47

56

56

10

18

7

11

11

7

11

7

5

2

5

2

среднее

25

12

13

16

9

ИТОГО

218

123

95

96

83

 

 

В лицей приезжают дети из 10 населенных пунктов нашего поселения и двое учащихся  -  из г. Наро-Фоминска. Самое большое количество учащихся проживают в д. Головково  82%, в д. Мякишево  - 6%,  в д. Б. Горки   и д. Любаново –  по 4%, из д. Маурино, лесничества, д. Таширово, д. Крюково, д. Радчино -  остальные 4%. Для доставки учащихся к месту учебы используется школьный автобус.

По возрастному составу  49 % составляют дети от 12 до 15 лет.

 В лицее обучаются дети:

- из многодетных семей                  -  21 (10%)

-  из неполных семей                      - 57  (25%)

- из семей  с неродным родителем - 23  (10%)

- опекаемых                                     - 3    (1%)

1.1.4. Направления образовательной деятельности по ступеням обучения.

 

 

Оптимальная структура учебно-воспитательного процесса –

залог успешного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

1.1.5. Данные о лицейских  классах  (агро-технологический профиль)

 

класс

количество

девочек

мальчиков

английский

немец кий

8

25

13

12

13

12

9-а

15

10

5

8

7

9-б

14

10

4

10

4

10

18

7

11

11

7

11

7

5

2

5

2

Всего

79

45

34

47

32

 

1.1.6. Дополнительное образование на базе лицея.

 

  

1.1.7. Сохранение, укрепление здоровья и безопасность участников образовательного процесса.

 

За последние 5 лет с целью поддержания и улучшения здоровья школьников в рамках программы «Здоровье» были приняты следующие меры: организовано 2-х разовое горячее питание школьников, 32% учащихся получают бесплатное горячее питание, приобретена регулируемая мебель для всей начальной школы, 84% классных кабинетов укомплектовано соответствующими возрасту учащихся партами и стульями, закуплены весы и ростомер в медицинский кабинет, произведен ремонт спортзала и медицинского кабинета, вставлены пластиковые окна во всем здании лицея, что позволяет сохранять оптимальный температурный режим, установлены новые лампы освещения в 72 % классов,  организована работа летнего оздоровительного лагеря для учащихся, совместно с органами соцзащиты организуются поездки учащихся в летние оздоровительные лагеря, санатории.

Качественными показателями эффективности используемых форм и методов работы по созданию безопасного пребывания учащихся в школе являются: разработка системы действий в экстремальной ситуации и их отработка, установка пожарной сигнализации, отсутствие пищевых отравлений среди учащихся, отсутствие предписаний СЭС и Роспотребнадзора, службы пожарной безопасности, создание  и функционирование отряда ЮИД, постоянное сотрудничество с Головковской амбулаторией.

Количественными показателями эффективности работы лицея в данном направлении следует считать следующие:

  

Динамика групп здоровья учащихся (по годам, %)

 

Группа здоровья

2009-2010

2008-2009

2007-2008

2005-2006

1

36

33

34

37

2

55

62

55

50

3

8

4

10

13

4(инвалидность)

1

1

1

-

 

Динамика физкультурных  групп  учащихся (по годам,  %)

 

Физкультурная группа

2009-2010

2008-2009

2007-2008

2005-2006

Основная

60

62

65

67

Подготовительная

36

33

27

23

Специальная (ЛФК)

4

5

8

10

 

Сравнительный анализ

наличия хронических заболеваний учащихся

в 2004-2005 уч. году и 2009-2010 уч. году (по годам, %)

 

Вид хронического заболевания

2005-2006

2009-2010

Лор

17

7

Сердечно – сосудистая система (ФИСС, ПМК)

20

13

Заболевания опорно-двигательного аппарата

10

2

Заболевания мочеполовой системы

2

3

Нарушения зрения

18

12

Пульмонологические заболевания

0,4

4

Инфицированы МТБ

1,3

9,2

Нарушение обмена веществ (дефицит массы тела, ожирение)

7

18

Нервно-психические расстройства

5

13

Находятся под подозрением в приёме ПАВ

4

14

 

Из представленных таблиц видно, что за последние 5 лет значительно уменьшилось число лор-заболеваний, сердечно-сосудистой системы, заболеваний опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения. Это связано с активной просветительской работой школы и общества, улучшением материально – технической базы учебных кабинетов.  Кроме того, многие родители стали заметно меньше уделять внимание здоровью и воспитанию детей, поэтому представленные данные в профильном журнале могут быть недостоверными: часто родители не обращаются к врачам, хотя ребенок в этом нуждается. Однако стремительный рост пульмонологических заболеваний, числа инфицированных МТБ, нарушений обмена веществ, нервно-психических расстройств связаны с ухудшением социальной ситуации и экологической обстановки в стране и мире в целом. Наибольшее опасение вызывает резкое увеличение количества детей, находящихся под подозрением в приёме ПАВ (курение, алкоголь). Для улучшения ситуации в данных направлениях программа «Здоровье» на ближайшие 5 лет будет откорректирована в соответствии с современными потребностями, а также будут внедрены подпрограмма «Выбери жизнь» по профилактике химической зависимости школьников, подпрограмма антинаркотического воспитания школьников «Профилактика приёма ПАВ через учебные предметы».

Показателями эффективности используемых форм и методов работы по созданию безопасного пребывания учащихся в школе являются: разработка чёткой системы действий в экстремальных ситуациях и их практическая отработка; установка автоматической пожарной сигнализации; уменьшение случаев травматизма учащихся; отсутствие пищевых отравлений; случаев дорожно-транспортного травматизма, отсутствие предписаний Роспотребнадзора, службы пожарной безопасности; создание и функционирование отряда ЮИД, выпуск памяток и информационных бюллетеней.

 Вывод: в результате реализации программы «Здоровье» наблюдается:

 

·        повышение квалификации учителей физической культуры, воспитателей групп продленного дня, ежегодный мониторинг физического развития обучающихся;

 

·        увеличение двигательной активности учащихся во время перемен, работа спортивных секций и клубов;

 

 

·        экологизация  учебного процесса.

 

1.1.8. Данные о кадровом составе педагогических работников:

 

d. Аттестация учителей.

 

В лицее работает  26  педагогических  работников.

Из  них аттестованы:

 

 

d. Повышение квалификации

За последние пять года 36% педагогических  работников  повысили  свои квалификационные категории.

75%  работников  имеют  высшее образование, из них 10% - два высших образования.

85% - имеют  педагогическое  образование, остальные  работают по призванию (мастера  производственного обучения, воспитатель  ГПД).

Ежегодно педагоги лицея повышают свой уровень  квалификации:

 

Период

количество  учителей, прошедших курсы

Общее количество  часов

Количество  часов на одного  учителя

2005 - 2006

8

474

14

2006 - 2007

13

826

25

2007 - 2008

14

1012

32

2008 - 2009

15

2112

81

2009 - 2010

11

2438

90

 

19% учителей повышают квалификацию  через  дистанционные  курсы.

d. Возрастной  состав  педагогических  кадров:

 

 

d. По стажу педагогической деятельности:

 

·            от 2 до 8 лет          - 2 чел        (7%)

·            от 9 до 15 лет         - 3 чел        (11%)

·            от 16  до 30  лет     - 16 чел       (57%)

·            свыше 30 лет          - 7  чел       (25%)

 

В  лицее работает опытный  творческий  коллектив  педагогов.

Имеют  звания и награды:

·                Заслуженный учитель  Российской  Федерации                      - 1

·                Отличник народного просвещения                                        - 1

·                Почетный работник народного образования РФ                      - 3

·                Знак Губернатора Московской области  «За полезное»            - 1

·                Знак Губернатора Московской области  «За труды и усердие»  - 1

·                Знак Московской областной Думы «За трудовую  доблесть»     - 1

 

1.1.9. Данные о состоянии материально-технической базы.

 

Школьный комплекс состоит:

·        основное 3-х этажное здание  (железобетонные панели);

·        2-х этажное здание интерната (кирпичное);

·        здание теплицы (кирпичное).

 

В здании лицея имеется спортивный зал, столовая, библиотека, современный компьютерный класс, слесарная и столярная мастерские, кабинет обслуживающего труда, современный кабинет экономики с компьютерами для учащихся и учителя, кабинеты математики (3), русского языка и литературы (2), биологии, химии, физики, иностранного языка (2), истории, ОБЖ, кабинеты начальных классов (4), актовый зал (80 мест). В здании интерната находятся блок занятий  групп продленного дня:  классы для подготовки уроков, мини – спортивный зал, игровые и спальня для ГПД. На первом этаже здания располагаются кабинеты  профессиональной подготовки: кабинет  механизации,  мастерская по ремонту тракторов и класс подготовки  продавцов.

60%  кабинетов оснащены видеоаппаратурой, 55% - имеют компьютеры, в  30% кабинетов - установлены мультимедийные установки и интерактивные доски. Для учителей оборудован методический кабинет, оснащенный компьютерной техникой. Установлен Интернет.

64%  педагогов активно используют в работе компьютерные  технологии.

         Лицей имеет хорошую  базу для реализации агро-технологического профиля обучения: теплица (75 кв.м),  мини – ферма  (68 кв.м) на  4 головы  КРС, мини – цех  по переработке молока с набором оборудования по переработке молока и установленной системой по производству  и расфасовке сгущенного молока, учебный магазин с современным  холодильным оборудованием, кассовым аппаратом, электронными весами, набором торговой  мебели. Пришкольный  участок (огород, плодово – ягодная зона  и цветники)  0,7 га и учебное поле  10  га. Для обработки земли и подсобных работ по ферме имеется техника:  МТЗ -80 с набором  навесных и прицепных сельскохозяйственных  орудий и автомобиль  УАЗ – фермер. На этой базе создан и работает  бизнес – инкубатор для учащихся лицея.

Созданы все условия для полноценного питания  учащихся. Столовая   оснащена современным оборудованием, мебелью и набором кухонной и столовой посуды.

Для занятий  спортом имеется спортивный зал со спортивными раздевалками и душевыми кабинами. Однако нет спортивных площадок и сооружений. Зимой на открытой площадке своими силами заливается каток.

 

1.1.10. Данные о контактах ОУ с другими учебными заведениями.

 

Имеются:

-        договор о сотрудничестве между Московским государственным агроинженерным университетом и МОУ лицеем имени Героя России Веры Волошиной;

-        договор о сотрудничестве между филиалом Российского государственного социального университетом и МОУ  лицеем имени Героя России Веры Волошиной;

-        договор о совместной деятельности между ФГОУ ВПО «Российским государственным аграрным университетом – МСХА имени К.А. Тимирязева» и МОУ  лицеем имени Героя России Веры Волошиной.

 

 

 

1.2. Аналитическая часть.

1.2.1. Анализ эффективности и действенности

внутришкольного управления.

 

С целью демократизации управления, усиления внимания местного сообщества к нуждам образования, притока в образовательное учреждение дополнительных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых; обеспечения общественного контроля деятельности администрации учреждения осуществлен переход от традиционного школьного управления к Управляющему совету.

 

Состав Управляющего совета.

 

 

6 человек      - педагогические работники;

4 человека     - члены  родительского комитета;

2 человека     - члены УЧКОМА;

1 человек      - представитель  Управления по образованию.

Возглавляет Управляющий совет Зыкова В.И.

 

В  Управляющем совете работают  4 комиссии:

·        учебно – воспитательная;

·        по контролю за организацией питания;

·        по общественному распределению стимулирующей части фонда оплаты труда;

·        спортивно – оздоровительная.

 

С марта 2008 года в Управляющий совет лицея входит Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.

Это позволяет регулировать решение следующих вопросов жизни школы: контролировать фонд дополнительного финансирования, питания, учебно-воспитательную деятельность школы, здоровьесберегающую среду; оказывать помощь в организации досуга учащихся; улучшать материально-техническую базу учреждения.

Сегодня уже видны результаты перехода к демократической системе управления: ежемесячно распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда для поощрения сотрудников, отсутствуют учащиеся, состоящие на учёте в ИДН; развивается материально-техническая база школы; ежегодно школа имеет победы в конкурсах, соревнованиях различного уровня.

С целью демократизации системы управления, расширены полномочия Управляющего совета, совершенствуется нормативная база, регламентирующая его работу в обсуждении анализа учебно-воспитательного процесса и планирования работы школы.

Доступность и открытость информации о положении дел в школе осуществляется через сайт лицея   в Internet, ежегодные  публичные  отчёты.

Общественное мнение по вопросам школьной жизни выявляется через  анкетирование и социальный опрос общественности.

 

1.2.2.Структура администрации лицея:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Функциональные обязанности между администрацией лицея распределены целесообразно.  Стиль руководства  и методы деятельности руководителей, способствуют созданию благоприятных условий для творческой  работы учителей. Администрация лицея владеет современными методами диагностики уровня и качества ЗУН учащихся. Анализ учебно-воспитательной работы лицея за год отличается полнотой и подробностями по всем направлениям работы в лицее.

 

1.2.3.Анализ состояния, эффективности и действенности инновационной работы

С  2007 года лицей является муниципальной  площадкой по приоритетному направлению по теме: "Апробация модели профильной школы на базе лицея имени Героя России Веры Волошиной путем развития бизнес – инкубатора».

Научное сопровождение экспериментальной деятельности осуществляет – МОУ «Учебно-методический центр» (Леонова Валентина Егоровна).

Для успешной работы по развитию лицея ежегодно проводится тестирование учащихся, учителей и родителей.  Из него следует, что все участники учебного процесса удовлетворены обучением в лицее и  изменения, в связи с ведением профильного обучения, принимают сознательно.

Учителя технологии и естественного цикла являются инициаторами инновационных процессов в лицее.  Они работают по авторским и адаптированным программам.

         В лицее действует система профориентационной работы, которую возглавляет социальный педагог Долотина Т.Н. На базе Наро-Фоминского Центра занятости населения ежегодно проходят тестирования учащиеся 9, 11 классов лицея. На базе бизнес-инкубатора учащиеся лицея могут проверить свои профессиональные интересы: можно попробовать свои силы в бизнесе, создать свою фирму и поработать в ней.

В летнее время работают в полеводческом звене, на ферме, в цехе по переработке молока, в учебном магазине, в строительном звене. Финансирование рабочих мест производит в летний период на 60% Наро-Фоминский Центр занятости населения и на 40% Администрация Наро-Фоминского муниципального  района. В течение учебного года на базе бизнес-инкубатора открываются 6-8 рабочих мест для подростков из малообеспеченных семей.

Финансирование этих рабочих мест осуществляется на 85,5% Наро-Фоминским Центром занятости населения и на 12,5% из внебюджетного фонда лицея.

         Вывод: в результате инновационной работы в лицее достигнуты следующие результаты:

 

- повысился общий  уровень  и качество преподавания учебных дисциплин;

 

- выпускники лицея подтверждают знания по профильным предметам при поступлении в ВУЗ;

 

- 72% выпускников продолжают обучение по профилю;

 

- объемная и целенаправленная работа коллектива по подготовке введения профильного и профессионального обучения позволили эффективно участвовать в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений для осуществления государственной поддержки из федерального бюджета и стать дипломантами этого конкурса в Московской области;

 

- развивается деятельность детских творческих коллективов.

1.2.4. Анализ уровня качества знаний и степени обученности обучающихся.

Организация учебно – воспитательного процесса в школе строится на педагогически обоснованном выборе учителем программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися лицея образования, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования, а также расширенной подготовке по отдельным предметам в рамках профильной подготовки к поступлению в соответствующие средние специальные и высшие учебные заведения.

 

 

 

На первой ступени обучения мы наблюдаем высокий уровень качества обученности и отсутствие неуспевающих детей. На данной ступени учителю помогает готовность и способность родителей контролировать подготовку ребенка к урокам, повышенная ответственность большинства учащихся к обучению. Очень важным моментом является то, что все основные предметы преподает один учитель - это очень организует детей и родителей (единые требования к подготовке, дисциплине и т.д.).

 

 

При переходе на вторую ступень обучения качество обученности по предметам резко падает. Увеличивается число предметных кабинетов и учебных предметов. Предъявляется различный уровень требований учителей к ребенку. С ребенком работает ни один, а группа учителей. Учащиеся переходят на шестидневную неделю обучения. При этом сказывается слабая степень психологической готовности ребенка к данному этапу образования, его личностно – психологические и физиологические особенности. Таким образом, адаптационный период сказывается на качестве восприятия и понимания учебного материала.

При переходе в следующие классы, преподаваемый материал заметно усложняется и увеличивается в объеме. Многие родители не могут помогать ребенку в подготовке и проверке домашних заданий. Падает интерес учащихся к обучению, снижается заинтересованность в прочных знаниях. Ослабевает ответственность ребенка за результаты своего труда. Минимизируются творческие и познавательные способности.

 

На третьей ступени обучения мы наблюдаем рост процента качества знаний по предметам. Этот этап отличается большей ориентацией на будущую профессию за счет спецкурсов, целью которых является подготовка к продолжению образования. Учащиеся более серьезно подходят к процессу обучения. Растет их понимание в необходимости качественного образования. Учащиеся заинтересованы в дополнительном обучении. При этом уделяется внимание самостоятельной и осознанной работе. Ученики чувствуют потребность в учителе как в друге, соратнике, помощнике, наставнике.

Достижение обязательного уровня подготовки обучающихся по важнейшим приоритетным умениям в соответствии с требованиями образовательного стандарта обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования, использованием новых технологий, совершенствованием профессиональной квалификации.

В новой  программе развития следует учесть направление на оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса:

 

·        создание благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;

·        расширение школьного компонента учебного плана школы;

·        введение в III ступени предметно-поточной организации учебного процесса, индивидуальных учебных планов;

·        организации преемственности:

o       детский сад – начальная школа;

o       начальная школа – основная школа;

·        развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

·        введение в практику работы педагогического коллектива технологий личностно-ориентированнного обучения, современных компьютерных технологий.

 

Особое внимание уделить решению проблемы качества образования.

 

         Данная проблема вытекает из противоречия между современными требованиями к результатам образования, уровнем требований к итоговой аттестации выпускников и состоянием качества знаний обучающихся в лицее на сегодняшний день, отраженные в настоящем анализе деятельности лицея.

Для решения данной проблемы следует, прежде всего, поднять уровень преподавания учебных предметов в 1-11 классах на современный уровень. Для этого учителю нужно активней и на современном уровне заниматься самообразованием в соответствии со своей темой педагогического исследования.

Важнейшим условием реализации педагогических исследований и реализации стандартов образования должен быть системный контроль и мониторинг не только достижений обучающихся, но и достижений каждого учителя в течение всего учебного года. Такой контроль осуществляется на административном уровне заместителями директора, курирующими учебные дисциплины, и на уровне методических объединений руководителями и членами МО.

Для выделения проблем в качестве образования в лицее следует проводить проблемный анализ данных, основанный на системном мониторинге качества обучения и качества преподавания.

В процессе анализа деятельности лицея выявлены факторы, влияющие на невысокий уровень познавательной активности обучающихся:

·        недостаточная  познавательная активность учащихся, выражающаяся в слабой включенности в образовательный процесс;

·        низкий уровень адаптации учащихся к условиям обучения.

Решение данных проблем предполагает:

·        использование учителями технологий стимулирования познавательной активности учащихся;

·        учет личностных особенностей обучающихся, построение образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации.

Результативность может быть определена по показателю включенности учащихся лицея в образовательный процесс в урочной и во внеурочной деятельности.

Проблема адекватного целям лицея содержания образования.

Данная проблема характеризуется потребностью:

·        программно-методического обеспечения лицейского и профильного образования;

·        формирования у обучающихся лицея исследовательской культуры, общеучебных умений и навыков;

·        наличия и расширения системы дополнительного и вариативного образования, обеспечивающей реализацию интересов и  образовательных потребностей лицеистов.

Проблема создания условий для осознанного выбора и освоения учащимися профильных образовательных программ.

Определяется необходимостью:

·        выбора оптимального количества профилей, обеспечивающих лицейское образование;

·        оказания информационной и консультативной помощи участникам образовательного процесса в выборе профиля;

·        разработки большего числа элективных курсов предпрофильной подготовки.

 

Потребность разработки данного блока обусловлена двумя причинами: необходимостью разработки условий, обеспечивающих переход к профильной школе и наличием ряда проблем, выявленных в результате проблемно-ориентированного анализа деятельности лицея.

Несмотря на то, что в лицее имеется определенный опыт организации расширенного обучения по отдельным предметам, введение профильного обучения выявило проблему осознанности выбора учащимися нужного профиля.

К причинам возникновения проблемы можно отнести:

·        наличие стереотипов у части родителей о необходимости изучения их детьми предметов физико-математического цикла;

·        ориентация учащихся на престижные профессии без учета собственных возможностей;

·        несформированность образовательных потребностей у некоторых учащихся;

·        отсутствие полной информации о профиле и перспективах реализации получаемого образования.

Наличие уже данного ряда причин позволяет говорить о необходимости разработки и практической реализации системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, на возможность дальнейшей профессиональной подготовки.

Основу системы должны составить следующие условия:

·        выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости и  переориентация школьника с одного профиля на другой;

·        обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;

·        наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых педагогических технологий, построенных на интеграции и «коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь»;

·        введение новых интегрированных курсов, спецкурсов, способствующих развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся;

·        выявление и реализация путей и форм оказания психолого-педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;

·        совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели методической службы;

·        регулярное диагностирование всей работы школы, её прогнозирование и корректировка.

Проблема адаптации школьников к условиям обучения.

Отражается в наличии:

·        противоречий между требованиями учреждения повышенного уровня и реальными возможностями учащихся;

·        недостаточного уровня социально-коммуникативной компетентности лицеистов.

Проблема самореализации лицеистов.

Данная проблема отражается в наличии:

·        противоречий между индивидуальным характером процесса самореализации личности и массовым характером обучения в лицее;

·        недостаточного использования индивидуально-ориентированных воспитательных технологий. 

Основные направления, требующие реализации в новой программе развития:

·        добиваться наиболее  высоких результатов  в реализации действующих Государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных  целей;

·        способствовать активному внедрению педагогами инновационных образовательных программ. Использовать современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, в процессе обучения общеобразовательным предметам и в воспитательной работе. Создать условия для обобщения и распространения педагогического опыта учителей;

·        формировать и развивать ключевые компетенции обучающихся через активное внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий;

·        использовать ресурсы Интернет, мультимедийное обеспечение  для дополнительного профессионального образования педагогов лицея, для создания дополнительных условий при работе с одаренными учащимися;

·        способствовать расширению сотрудничества между всеми службами лицея и институтов социума для реализации цели лицейского образования;

·        развивать  творческий потенциал учащихся, используя инновационные технологии, исследовательскую работу педагогов и учащихся, разработку авторских программ по работе с одаренными детьми;

·        повысить качество преподавания и качество обучения по предметам, выбранным на государственную итоговую аттестацию;

·        расширить публичность деятельности лицея для привлечения нового контингента обучающихся и повышения уровня конкурентоспособности профильного образовательного учреждения в образовательном пространстве муниципального образования Наро-Фоминского района.

1.2.5. Участие школьников во внеурочной деятельности.

 

Одна из главных задач нашей работы - помочь ученику обнаружить, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая в определённую форму», придуманную кем-то заранее. С этой целью мы принимаем активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, раскрывая и развивая тем самым творческие и исследовательские способности наших ребят.

Качество образования обучающихся позволяет школе в течение последних лет занимать призовые места в предметных олимпиадах по экономике, трудовому обучению, экологии, физической культуре.

 

Участие и достижения обучающихся в предметных олимпиадах.

 

Год

Уровень (участников/место)

региональный

муниципальный

2006-2007

1/ дипломант

8 /2 место

2007-2008

1/ дипломант

10 /3 место

2008-2009

1/ дипломант

15 /2 место

2009-2010

1/ дипломант

17 /1 место

 

Последние годы педагоги лицея активно работают по внедрению в практику метода проектов. Что позволяет учащимся результативно участвовать в научно-практических конференциях: «Старт в науку», «Шаг в будущее», в региональной конференции по краеведению.

 

Участие и достижения в научно - практических конференциях.

 

Учебный год

Уровень (участников/место)

федеральный

региональный

муниципальный

2006-2007

2 / 2 место

4 /дипломант

2 / 1 место

2007-2008

 

3 /дипломант

3 / 2 место

2008-2009

 

1/1 место

12/ 12 место

2009-2010

1/дипломант

 

12/ 1 место

1/ 1 место

 

год

Ф.И.

Название конкурса

место

направление

2007

Енякин В.

«Старт в науку»

2

экология

2007

Минейкин П

«Старт в науку»

2

экология

2008

Чалдышкин Д

«Шаг в будущее»

2

химия

2009

Чалдышкин А.

«Шаг в будущее»

2

физика

2009

Саванюк В.

Областная олимпиада

сертификат

Технологии (трудовое обучение)

2009

Хударов Р.

«Шаг в будущее»

2

Экономика

2009

Гордеева В.

«Шаг в будущее»

3

ОБЖ

2010

Венцелевич Е.

«Шаг в будущее»

1

Химия

2010

Саванюк В.

Олимпиада (мниципальный)

2

Технологии (трудовое обучение)

2010

Саванюк В.

Олимпиада (регион)

Сертификат участника

Технологии (трудовое обучение)

2010

4 класс

«Мир глазами детей»

1 место

Экология

 

Следует отметить рост количества участников и числа победителей в интеллектуальных конкурсах: «Золотое Руно», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Британский бульдог», «ЧИП».

 

 Вывод: привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы способствуют развитию личности учащихся, их творческих способностей.

 

1.2.6. Учебный план лицея.

 

Нормативно-правовой основой учебного плана МОУ лицея имени Героя России Веры Волошиной является   Федеральный Базисный учебный план, утвержденный Министерством образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 с внесенными изменениями от 20 августа 2008 года № 241 и  завершается обучение в 3, 4 и 9 классах на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г № 322.     

Учебный план обеспечивает соблюдение интересов учащихся, преемственность с предыдущим учебным планом, реализацию инновационных направлений по совершенствованию содержания образования, внедрению новых образовательных технологий, достижению высокого качества и эффективности обучения.

         Выдерживается преемственность изучения предметов по всем степеням обучения. Из диаграммы видно как изменяется сбалансированность циклов предметов между базовыми, региональными и школьными компонентами учебного плана.

 

Соотношения между базовой, региональной и школьной частью учебного плана указаны в процентах.

 

 

1.2.7. Анализ поступления выпускников в Вузы

 

 

Из диаграммы следует, что более 70% выпускников, поступающих в ВУЗы, обучаются по профилю лицея. Ежегодно учащиеся поступают в Вузы, с которыми сотрудничает лицей: Московский государственный агроинженерный университет  имени В.П. Горячкина, Наро-Фоминский  филиал Российского государственного социального университета,  ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева»

 

1.2.8. Анализ эффективности  воспитательной деятельности педагогического коллектива.

 

-        Кружковая работа

В лицее  на  протяжении многих лет действовало 13 творческих объединений учащихся, охват учащихся дополнительным образованием составлял около 87%. Ведущим направлением воспитательной работы являлось естественно-научное. Это связано с тем, что дополнительным образованием в лицее занимаются учителя-предметники, проводя внеклассную работу по своему предмету. Специалистов по художественно-прикладному искусству в школе нет, отдаленность от города не привлекает специалистов других учебных заведений.

В соответствии с тарифным расписанием, кружковая работа в 2009-2010 году педагогам не оплачивается. В связи с этим кружковая работа учителями-предметниками осуществляется на общественных началах по программам, утвержденным директором лицея. На данный момент организована работа 7 кружков.

 Ведущим направлением дополнительного образования является спортивно-оздоровительное, охват дополнительным образованием учащихся в лицее - 117 человек (51 %).

В лицее работают спортивные секции от Дома творчества № 1, Клуб по месту жительства, Клуб любителей плавания. Среди учащихся и их родителей проведена активная пропаганда дополнительного образования во внешкольных учреждениях.

На данных момент в кружках ДК занимаются 23 человека (10%) учащихся; в музыкальной школе  - 5 учащихся, в Доме творчества № 1 -  6 учащихся, в художественной школе – 2 учащихся, посещают спортивные секции КСК «Нара» - 16 учащихся (8%).

Результативной за последние несколько лет можно считать работу спортивных секций, кружков по химии, музейному делу, ЮИД, музыке. Остальные руководители кружков не принимают участия в районных мероприятиях, не предоставляют творческих отчетов кружков.

Вывод: охват учащихся дополнительным образованием большой, но в последний год значительно снизился с 87% до 51% из-за изменений в тарифном расписании. Необходима организация системы платного дополнительного образования в лицее с привлечением специалистов, не являющихся педагогами лицея.

Для повышения результативности кружковой работы руководители кружков должны принимать участие вместе с детьми в районных конкурсах. Кружки необходимо планировать по интересующим детей дисциплинам, чтобы не было проблем с их посещаемостью.

 

-        Внеклассная работа классных руководителей.

 

Классные руководители уделяют большое внимание дисциплине, посещаемости занятий, внешнему виду школьников, защите прав учащихся. Однако, не во всех классах вовремя проводятся тематические классные часы, изучение правил дорожного движения, классные мероприятия.

Только 7 классных руководителей из 13 работают в соответствии с планом, составленным в сентябре. Только 5 классных руководителей проявляет инициативность в организации классных КТД.

Это связано с тем, что 69 % классных руководителей имеет стаж работы свыше 20 лет, у многих имеются серьезные проблемы со здоровьем. 38 % классных руководителей приезжает на работу в лицей из г. Наро-Фоминска.  Кроме того, педагогам часто не хватает времени на подготовку и проведение полноценных мероприятий из-за перегруженности уроками, отчетной документацией, районными конкурсами, мониторингами, аттестациями и т.д.

Таким образом, почти все мероприятия, проводимые в лицее, традиционно являются общешкольными, а следовательно львиная доля работы по их подготовке и проведению приходится на педагога-организатора и завуча по воспитательной работе. Поэтому организационная функция завуча по воспитательной работе ущемляет контролирующую.

Динамика результатов работы  с трудными учащимися в лицее за последние 5 лет показывает, что 100% учащихся лицея посещают занятия, отсев учащихся из 7-9 классов в среднем не более 1 учащегося в год (все они переходят из городских школ после 5-6 класса с уже имеющейся неуспеваемостью), уменьшилась доля курящих детей, уменьшилось число правонарушений.

Однако, число неуспевающих и слабо успевающих подростков растет с каждым годом.

Следует отметить, что педагогический коллектив проводит огромную работу с трудными подростками. Эффективно работает учебно-воспитательная комиссия, работа социального педагога заслуживает высшей оценки.   

 

Вывод: воспитательную  работу классных руководителей в целом следует признать удовлетворительной. Необходимо усилить контроль за проведением классных часов и классных КТД, работой с трудными учащимися и родителями  со стороны администрации.

Необходимо использовать новые формы проведения КТД (например, основанных на использовании визуально-звукового ряда) для повышения интереса школьников.

 

Уровень воспитанности учащихся лицея по классам.

 

 

Общий уровень воспитанности по классам составляет от 2 до 2.2 баллов, что соответствует среднему уровню воспитанности.

Следует отметить, что показатели воспитанности  по духовно - интеллектуальному и правовому направлениям несколько снижены по сравнению с патриотическим, духовно-нравственным. Это связано с тем, что ведущее направление воспитания лицеистов  нравственно-патриотическое. Необходимо направить усилия педагогов на интеллектуальное и правовое воспитание школьников для их гармоничного развития.

 

1.2.9. Анализ работы с родителями и общественностью.

 

Работа лицея с родителями осуществляется традиционно: проводятся родительские собрания, индивидуальные консультации. С каждым годом сотрудничать с родителями становится все сложнее.

Большая часть родителей настроена положительно по отношению к лицею, воспитывает детей в духе уважения к педагогам и к знаниям. Но посещаемость родительских собраний очень низкая, в старших классах часто не выше 20%. Это связано с низким образовательным и культурным уровнем большей части родителей, большой загруженностью на работе в отдаленных местах.  Складывающаяся обстановка в стране не позволяет оптимистически надеяться, что ситуация в ближайшее время улучшится. Поэтому на данном этапе следует разработать новые формы и методы работы с родителями, позволяющие сотрудничать дистанционно. В будущем, это может быть связь через Интернет, но на сегодня 51% семей лицея нуждается в материальной поддержке, а это значит компьютеры  и Интернет доступны пока не всем. Также в школе это потребует выделения отдельной ставки для обслуживания компьютерной переписки с родителями.  Как вариант новой формы работы - местная газета для родителей. Выпуск газеты нуждается в финансовых вложениях. Финансовые вложения могла бы обеспечить общественность.

На данный момент лицей сотрудничает с Ташировской администрацией, совхозом Головково, ОДН, КДНиЗП, ООО «БЕТОНАР», МУК ДК Головково, МДОУ № 45, МУДОД № 1, вечерней школой №1 г .Наро-Фоминска, РГСУ, ТСХА, клубом «Память», УПО, УМЦ. Сотрудничество с социальными партнерами носит системный и долгосрочный характер. Привлечение новых социальных партнеров – задача будущего.

В настоящее время лицей в полном объеме сталкивается с проблемами, характерными для сельской местности:

·        сокращение численности детей в микрорайоне;

·        сокращение количества учащихся в классах;

·        оттягивание «умных» детей в статусные школы города;

·        проблема старения педагогических кадров;

·        состояние «педагогической неуверенности» учителей в связи с переходом на  учебные планы и введением ЕГЭ;

·        высокий уровень ожиданий родителей по отношению к лицею  и учителю;

·        формирующееся потребительское отношение родителей обучающихся – желание переложить полную ответственность за образование детей на плечи школы;

·        недостаточный уровень финансирования;

·        невозможность реализации всех образовательных потребностей обучающихся в стенах сельской школы;

·        не востребованность платных образовательных услуг  из-за низкого материального уровня  сельских семей.

 

Положительными аспектами нынешнего состояния можно считать:

·        возможность наряду с общим образованием получить бесплатно  дополнительное профессиональное образование по специальностям тракторист категории С, оператор – пользователь  ПЭВМ;

·        достаточно хорошая материально - техническая база профильного и профессионального обучения;

·        созданы хорошие условия для научно – практической деятельности  учащихся.

Таким образом, основными противоречиями настоящего положения можно считать:

1. соответствие образовательных возможностей школы и педагогического коллектива вызовам современности и, в первую очередь, ожиданиям обучающихся и их родителей;

2. готовность и возможность лицея участвовать в организации реализации запросов обучающихся как в сфере основного, так и сфере дополнительного образования;

3. готовность учителя предоставить образование современного уровня и поддерживать это соответствие в ситуации изменяющихся требований;

4.  при всех изменениях сохранить стабильность и стремиться к комфортности среды для всех участников образовательного процесса.

 

Разрешение этих противоречий видится нам в реализации следующих шагов:

·        развитие системы оценки качество образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую. Создание подпрограммы  «Школа успеха»;

·        создание системы работы с одаренными детьми. Создание подпрограммы «Одаренные дети»;

·        усиление воспитательного потенциала лицея, обеспечение ндивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающего;

·        профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений. Создание подпрограмм «Профилактика приёма ПАВ», «Профилактика химической зависимости»;

·        более тесное взаимодействие с семьёй, создание подпрограммы «Досуг». Развитие системы детского самоуправления и детских объединений;

·        развитие учительского потенциала через внедрение в практику системы моральных и материальных стимулов для сохранения в лицее лучших педагогов и постоянного  повышения их квалификации;

·        развитие методических объединений учителей предметников с целью изучения и апробации новых УМК и технологий активного обучения – подпрограмма «Методическая лаборатория»;

·        развитие школьной инфраструктуры и расширение  самостоятельности;

·        развитие взаимодействия с организациями социальной сферы;

·        реализацие  здоровьесберегающих технологий, обновление подпрограммы «Здоровье».

 

Вывод: данные направления развития, модернизируя школу организационно и идеологически, должны, через предоставление многоаспектных возможностей, способствовать успешной социализации, участию обучающихся в формировании гражданского общества внутри и вне стен  лицея.

 

1.3. Этап прогнозирования.

 

В настоящее время стратегической миссией образования становится: повышение доступности и качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики

В связи с этим будут созданы:

1. новые образовательные результаты учащихся и новое содержание образования;

2. новые условия:

·        новая модель внутришкольной системы управления качеством образования и школой;

·        новая система компетентностей педагога и его подготовки;

·        новая модель образовательной среды школы (архитектура, оснащение, технологии, уклад, индивидуальные образовательные траектории, психологическая комфортность и безопасность).

3. новая система оценки качества образования.

В связи с этим изменится  характер предъявляемых школе требований. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.

         Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных решений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого – педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны современные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы, медиацентры и библиотеки, комфортная школьная гигиена и организация медицинского оборудования; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

Современная школа будет взаимодействовать с семьёй. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей  и общества. Участие в работе Управляющих советов превратится в увлекательное и почетное занятие. Приходить в школу вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные  дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.

Особую роль необходимо отдать сельской школе. Социально – экономическое, духовное и культурное возрождение сельских поселений России невозможно без перевода агропроизводства на современную научную основу, без участия молодёжи в социальном обустройстве сельского социума. В связи с этим задача сельской школы  -  выращивание нового поколения аграриев, умеющих с пользой применять на практике знания в сельском социуме, приобретенные умения и навыки рачительных хозяев земли, сельского предпринимательства. Без квалифицированных специалистов – аграриев, рабочих агропрофессий, владеющих современными технологиями, работников социальной сферы сельских поселений невозможно обеспечить  стабильную работу сельскохозяйственного производства, переработку и эффективную реализацию продукции. Без нового поколения квалифицированных кадров в сельских поселениях не решить проблему модернизации социальной и образовательной сферы.

         Сформулированные представления о новой школе  -  не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово – экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать всё более новые и новые формы деятельности. Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих  общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых задач.

Для более успешного решения всех этих задач, поставленных современным обществом перед школой, необходимо разработать концепцию развития нашего учебного заведения.                                                    

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»